Город Исфахан, административный центр одноименной провинции, расположенной в центре Ирана, славится своими древними традициями ковроделия. Новый расцвет исфаханского ковроткачества наступил в XVII—XVIII века, когда при династии Сефевидов Исфахан стал столицей Ирана. Шахи из династии Сефевидов привлекли в свою столицу лучших мастеров художественных ремесел — росписи тканей, орнаментального золотого и серебряного шитья, ковроткачества. При Сефевидах сложился основной дизайн иранских ковров в целом, и исфаханских ковров в частности.
Материалы, используемые для изготовления ковров в Исфахане
В Исфахане для изготовления ковров в основном используют овечью шерсть, реже — шерсть с шелком. Шерсть поставляется из провинций Керман (юго-восток Ирана) и Керманшах (запад Ирана), а также из Австралии.
Основа и уток исфаханских ковров из шелка или хлопка.
Дизайн исфаханских ковров, признанный во всем мире как эталон персидских ковров, создается мастерами Академии изящных искусств Исфахана, действующей с 1935 г. Наиболее известными дизайнерами исфаханских ковров являются академики Иса Бахадори, Ростам Ширази и Хушанг Джезизаде. Из народных мастеров-дизайнеров можно наиболее авторитетными считаются Устад Арчанг, Хадж-Ака Имами, Хадж-Моссаверолмолки и их ученики — Джафар Раштиян и Аббас Карбасиюн.
К наиболее распространенным дизайнам ковров из Исфахана относятся:
- Шах-Аббаси лачак-торандж — ковер с медальоном в центре поля, тругольниками по углам основного поля с ораментом из цветков Шах-Аббаси.
- Дерахти хейвандар — сюжетный ковер с изображением Древа жизни, цветочных ваз, птиц, диких зверей и парнокопытных в лесу. Этот дизайн также известен под названием «джангали» (перс. جنگلي — лес).
- Ислими лачак-торандж — центральный медальон с треугольниками в окружении арабесок.
- Шах-Аббаси афшан — орнамент из крупных и ярких цветков Шаха-Аббаса, листьев и бутонов, равномерно расположенных по основному полю ковра.
- Хандаси лачак-торандж — геометрический дизайн с медальоном и треугольниками и арабесками, имитирующими мозаику архитектурных сооружений эпохи Сефевидов.
- Тасвири — медальоном картинных ковров служит изображение известных архитектурных сооружений (мечеть Шейха Лутф-Аллаха (первая половина XI в.), Мечеть Имама (XVII в.), медресе «Чахарбаг», мост «Чехельсотун») или личностей, в основном классиков персидской поэзии (Рудаки, Фирдоуси, Хайям, Саади, Хафиз и др.). В таком ковре орнамент бордюра декорируется наиболее известными изречениями личности, изображенной в центре ковра, исполненных персидской вязью. Иногда орнамент имитирует произведения других художественных ремесел — росписи тканей, орнаментального золотого и серебряного шитья.
Орнамент исфаханских ковров в основном растительный, реже геометричный или этнический. Одн из распространенных приемов — светотеневая (условно-объемная) проработка рисунка, позволяющая без труда узнать растение или фигуру.
Второй прием использования в рисунке ковра растительных форм заключается в плоскостном изображении мотивов. Плоскостное изображение позволяет выявить структурную красоту силуэта каждой отдельной детали, предельно обобщить форму растения и отразить самые характерные его признаки. Плоскостному решению соответствует и распределение цвета в мотиве. Каждая плоскостно решенная деталь орнамента имеет локальный цвет.
Характерные признаки исфаханских ковров:
- Растительный орнамент из цветков Шах-Аббаси.
- Узор, составленный из абстрактных цветов, которые перемежаются с ветками и листьями по краям и всему полю ковра в виде арабесок и орнаментов «хатаи» (перс. ختایی), состоящих из преплетения цветов, листьев и бутонов, характерных для архитектурных сооружений эпохи Сефевидов (мечети Шейха Лутф-Аллаха (первая половина XI в.), Мечети Имама (XVII в.), медресе «Чахарбаг», мост «Чехельсотун»).
- Сочетание дизайнов «Шах-Аббаси» и «Афшан» — россыпь цветов «шах-аббаси» по всему полю ковра, соединенных арабесками «ислими».Видео про то, как создаются персидские орнаменты.
Колористика исфаханских ковров
Красители, используемые в исфаханских коврах двух категорий — натуральные или высококлассные синтетические.
Натуральные красители получают из минеральных и животных источников. Наиболее распространены растительные красители. Для приготовления натуральных красителей в основном используют индиго (перс. نيل — нил), гранатовую кожуру, ореховую скорлупу, марену красильную (перс. روناس — рунас), резеду желтенькую (Reseda Luteola, перс. اسپرک — аспарак), виноградный лист, кармин.
Цвета ковров с натуральными красителями отличаются утонченностью, приглушенностью, разнообразием тонов. Для улучшения стойкости цвета ковров используются специальные морилки.
Синтетические красители в изготовлении исфаханских ковров стали применяться лишь недавно. Они значительно дешевле натуральных и не «текут», но имеют существенный эстетический недостаток — краски рисунка получаются слишком яркие. Для придания матовости цветам ковров, их моют в специальных мойках за пределами Исфахана, так как из-за высокого содержания извести, исфаханская вода не пригодна для мойки ковров.
Чаще всего ковер из Исфахана можно узнать по характерным доминирующим карминовым, кремовым и синим орнаментам на бежевом поле (слоновая кость). Характерный карминовый или кремовый цвет присутствует в исфаханских коврах практически всегда.
В большинстве в исфаханских ковров используются 14 вариантов натуральных красок: бирюзовый, тёмно-синий, красный, бежевый, белый, нутовый, хаки, тёмно-зеленый, индиго, голубой, кофейный, бургунди, алый, светло серый.
Плотность исфаханских ковров
Отличительной чертой исфаханских ковров является высокая плотность узелков — свыше 40 радж. Радж (перс. رج) — показатель плотности ковра, отражающий количество узелков на единице площади изделия. Чем больше узелков завязано на квадратном метре ковра, тем они мельче, и тем тоньше и четче рисунок и плотнее ковер.
По формату встречаются не только прямоугольные, квадратные и круглые ковры, но также и восьмиугольники (очень редкий формат).
Важнейшими центрами ковроткачества провинции Исфахан являются города Голпайеган, Кашан, Наджафабад, Наин, Натанз, Самиром, Фалаварджан, Форидан, Хансар и Шахреза.
Наиболее известными исфаханскими ковроделами считаются Давари, Хакики (Дардашти), Мамури, Седдекияни — Мир-Джалали, Эмади, Федаи, Моини и Энтешари.